Гильдия
Витражей
Воскресенье, 24.11.2024, 01:15
Вошедший, приветствуем тебя в Театре патриархов! | Группа ВКонтакте | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поэтическая дуэль Nicomaco-Феликс
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Пятница, 01.05.2015, 21:21 | Сообщение # 1

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Лён

Для всякой жизни на земле свой срок определён,
И после милых и родных тебя обнимет лён.
Его к твоим похоронам готовили давно –
Не в одночасье из семян родится полотно!
Его выхаживал феллах, высушивал восток,
Плясали палки по нему – чтоб только вышел прок, –
Наставник-суфий день за днём не уставал кружить,
Чтоб свить бессвязную кудель в осмысленную нить.
И вот уже за рядом ряд, как книга по строке,
Усердием творится ткань на приводном станке.
Успеет к часу похорон чужое мастерство –
И будет белый саван сшит для тела твоего,
Чужие пальцы проведут по мертвенным глазам…
Но саван для своей души ты должен сделать сам.
Под лён распахана судьба, и не забудь одно:
Не в одночасье из семян родится полотно!


 
 
Скиталец Феликс

Дата: Суббота, 02.05.2015, 07:07 | Сообщение # 2

Мастер Витражей
Сообщений: 235

Награды:
Отсутствует в Театре
Полотно

Вышивает судьба полотно нашей жизни –
Не спеша и не мешкая движется нить.
Ни течению лет, ни погоде капризной
Этой тонкой игры не дано изменить.

Я слежу за иглой, оставляющей метки –
По счастливой случайности, или назло.
Наши просьбы швея забывает нередко,
Если в глаз не уколет, считай – повезло.

Так сложилось, что каждый кроит свой кусочек
По добытым лекалам нетвёрдой рукой,
Торопясь завершить многоточие строчек,
Чтоб в красивой одежде уйти на покой.

Эта ткань наготу защитить не поможет,
От дождя и от ветра она не спасёт.
Но бывает – она прирастает как кожа
Там, где пламя бессильно, и плавится лёд.
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Понедельник, 04.05.2015, 03:17 | Сообщение # 3

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Лёд

Холодное сердце тоже чувствует раны,
Тоже глотает жадно свои мечты.
Ты думаешь, спят инеистые великаны
К северу от неистовой пустоты?
Ты помнишь, как ветер им пробивал грудины,
Как прорывалось время, вскрывая лёд,
И как отступали согбенные исполины,
Молча бросая очередной оплот?

Ты видишь небо в струпьях озоновых рытвин,
Слушаешь залпы ракет и вдыхаешь дым?
Подарены строчки в песне о страшной битве
Огненным великанам – не ледяным.
На вековечных шапках алеют клейма,
Смуглый воитель Сурт поднимает юг.
Взвивается знамя искристого Муспельхейма,
Может быть, даже где-то в твоём краю.

Ты думаешь, спят инеистые великаны?
Нет, и они стремятся на города.
Ты не увидишь вымпелов и таранов,
Стройных, прямолинейных, как руна льда.
Огненный ад столицы берёт в осаду,
Огненный ад разлетается, как пыльца.
И не заметны ростки ледяного ада
В наших устах, наших разумах и сердцах.

С белёсых страниц и широких цветных экранов
Зёрна врываются в душу под самый плуг:
«Ты должен в себе выращивать великана,
Должен быть выше тех, кто стоит вокруг».
И, может, ты не заметишь, что взор твой выцвел,
А прежние омуты стали тебе мелки…
Но… хочешь победы в песне о страшной битве?
Пристальнее смотри зеркалам в зрачки.


 
 
Скиталец Феликс

Дата: Понедельник, 04.05.2015, 09:30 | Сообщение # 4

Мастер Витражей
Сообщений: 235

Награды:
Отсутствует в Театре
Зрачки

Расширятся зрачки, и станет пусто,
Тяжёлым камнем сердце упадёт.
Как маятник, к стене качнётся люстра,
И цвет слоями с комнаты сойдёт…
Гудки затихнут в трубке телефонной,
Умолкнет город шумный за окном,
И тишина тебя обнимет сонно,
Как будто излечить желая сном…
По комнате метаться будет слепо
Твой взгляд, пытаясь отыскать меня.
Будильник ранит суетой нелепой,
В который раз настойчиво звеня.
В ту ночь за полчаса ты станешь старше –
Твердеет воздух, словно монолит,
И в нём сплелись прозрачно взгляды наши…
Но жадно смерть в глаза твои глядит.
Она меня холодными руками
Схватив, сейчас уводит от тебя.
И я тянусь, держа зрачки зрачками,
По-прежнему волнуясь и любя…
Я буду ждать. Чтоб за чертой незримой
Тебе одной служить проводником
Туда, где беды проплывают мимо,
Где мы – одно. Где нами вечен Дом.
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Вторник, 05.05.2015, 22:59 | Сообщение # 5

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Дом

Это – белые мелочки
для моей любимой дочки.

Все рисунки – прочь, прочь!
Наступает ночь, ночь!

Темнота и тишина.
Вышла белая луна,
вышла из-за тучки –
потянула лучики.
Посветила, посияла,
всё вокруг нарисовала.

Это – яблоневый сад.
Это – яблочки висят.
Это – лавка у дорожки.
Это – домик и окошки.

В нижнем окошке – комары и мошки.
В окошке повыше – летучие мыши.
В третьем окошке – еловая шишка.
А в самом верхнем – Тишка и Маришка.

Что ещё нарисовать?

Прилетела тучка-свинка,
И пропала вся картинка.


 
 
Скиталец Феликс

Дата: Среда, 06.05.2015, 07:32 | Сообщение # 6

Мастер Витражей
Сообщений: 235

Награды:
Отсутствует в Театре
Картинка.

Стынет кровь в грязи окопов,
И горька краюха хлеба,
Не поделенная с другом,
Что погиб вчера в бою.

Перебит снарядом тополь –
Он с утра стремился в небо,
А теперь лежит, поруган,
Умножая боль мою.

Чуть измятая картинка –
Довоенная открытка,
Помогает удержаться
И с катушек не слететь:

Тает шар в небесной дымке,
Светят детские слезинки –
«Он давно хотел сорваться,
Со стрижами песни петь!»

Тонкий лён рубашки чистой
Я ношу с собой повсюду,
Надевая перед боем
Для последнего суда.

Он свободен от корысти –
В нём землёй я принят буду,
Если я чего-то стою
И не трусил никогда.

Положу в карман открытку,
Чтобы сердце отогрела,
Может пулю остановит
Чудом детская слеза.

Или ангел чтобы скидку
От щедрот небесных сделал –
Что ему, чистюле, стоит
Взвесить слёзы на весах?

Мы побьём врага – я верю,
Сталью сталь сомнём жестоко,
Даже если он услышит
Мой последний тихий стон.

Здесь мой дом – нет выше меры,
Зуб за зуб, и глаз – за око,
Хоть и стал краснее вишен
Неподкупный, честный лён.


Исправленному верить. /подпись/ Феликс - Среда, 06.05.2015, 07:42
 
 
Скиталец Daenerys

Дата: Среда, 06.05.2015, 23:09 | Сообщение # 7

Искатель
Сообщений: 20

Награды:
Отсутствует в Театре
Мне выпала честь быть одной из 3 судей поединка между Nicomaco и Феликсом. Судить с точки зрения техники я естественно не могу, т.к. не обладаю должным опытом, поэтому просто выскажу своё примитивное мнение. smile
Буду кратка. Первый выпад сильнее был у Nicomaco. Перечитала его произведение несколько раз, и всегда шли мурашки по коже. К сожалению, пара моментов вызвали у меня не самые приятные воспоминания. Ответный выпад Феликса понравился мне своей относительной лёгкостью. Правда был момент, который тоже заставил замереть сердце.
Цитата Феликс ()
Наши просьбы швея забывает нередко,
Если в глаз не уколет, считай – повезло.

Итак второй выпад. Прекрасные строки Nicomaco вызвали у меня душевный подъем и какую-то необъяснимую гордость.

Цитата Nicomaco ()
С белёсых страниц и широких цветных экранов
Зёрна врываются в душу под самый плуг:
«Ты должен в себе выращивать великана,
Должен быть выше тех, кто стоит вокруг».

Но, несмотря на это в произведении Феликса, в какой-то момент, я узнала себя. Его ответ был сильным и близким мне по духу.
Последний раунд(если можно так сказать)для меня был самым тяжелым. Выпад Nicomaco заставил меня улыбнуться. Он был облегчением после напористых выпадов. Феликс же подкупил меня военной темой. Отступлю немного от темы. Накануне досмотрела сериал «Палач». Он произвел на меня очень сильное впечатление. Возможно под этим впечатлением или нет свой голос отдаю за Феликса.
 
 
Скиталец Varg

Дата: Четверг, 07.05.2015, 14:44 | Сообщение # 8

Некогда подмастерье Еленны
Сообщений: 68

Награды:
Отсутствует в Театре
Мое почтение дуэлистам и соратникам!

Я прочитала и пару раз перечитала вашу дуэль, и хочу поблагодарить вас за доставленное удовольствие. Это было здорово.

Я словно бы прокатилась на американских горках: мне показалось, что выпады 1,2, 3 и 6 были сильнее, чем 4 и 5. Это, конечно, субъективно. Я уже решила, что это мое мировосприятие не дает витражам участников сиять в полную силу (или же просто господа дуэлисты притомились за время поединка), и мой вагончик читателя катится вниз - но он все же поднялся почти на стартовую высоту. А теперь подробнее.

Поединок - способ показать свое мастерство, и потому я всегда ратую за техническое разнообразие дуэльных стихотворений.

Если рассматривать выпады Nicomaco
2 стихотворение - новый ритм (+0,5 балла), новая рифмовка (+0,5)
3 стихотворение - новый ритм (+0,5) (очень жизнерадостный, четкий ритм! Здорово : ) )
Также я питаю слабость к лексическим повторам и закольцованности
"Не в одночасье из семян родится полотно!"
"Ты думаешь, спят инеистые великаны?"
"Огненный ад столицы берёт в осаду,
Огненный ад разлетается, как пыльца"
И я бы добавила за них еще полбалла (+0,5)

Выпады Феликса
2 стихотворение - новый ритм (+ 0,5)
3 стихотворение - новый ритм (+0,5), новая рифмовка (+0,5) (организация этого стихотворения понравилась мне больше всех остальных. Необычная, притягивающая, запоминающаяся)

Итого, с технической стороны Нико - 2 балла, Феликс - 1,5

Касательно образов (beware! очень, очень субъективные оценки)
Нико, выпад 1 - сильное стихотворение, задающее тон первой половине дуэли. (+1)

выпад 2 - для меня - самый сильный витраж этой битвы. Пробирает. Напоминает об ответственности за мир, и об очевидной, но легко забываемой истине: что поражение одному, победа другому.
отдельно - я порадовалась, что Нико дает в своих витражах разные миры, в 1 - восточный, во 2 - скандинавский. Можно и 3 приплести в этот ряд, но уж очень с натяжкой. Так что, для меня, нить оборвалась на втором стихотворении. К сожалению : ) (+1,5)

выпад 3 - все переворачивается с ног на голову, серьезный, чуть драматичный настрой переходит в игривое, шутливое стихотворение, даже чуть напомнившее мне считалку)) Хороший и неожиданный ход, но сами образы, увы, оставляют меня равнодушной. Сложно оценить, на самом деле. Я считаю его явно слабее, чем 1 выпад Никомако, но не могу не восхититься находчивостью. Пусть будет (+0,75)

Феликс, выпад 1 - Феликс подхватил тему савана и полотна. Но, кстати, финальные строки мне не совсем ясны, я была бы рада, если бы автор прояснил мне, что он имел в виду. Чья же ткань, по итогу, прирастает как кожа, та, которую тебе ткет судьба, или которую выкраиваешь ты сам?) Или здесь о том, что начинаешь все ты (кройка), а вот продолжает уже судьба (шитье), и нет вероятности, что она сошьет так, как ты планировал, пока раскраивал, и в получившейся одежде больше влияния судьбы, чем твоего собственного? Загадка! (+1)

выпад 2 - этот витраж я считаю откровенно слабейшим в дуэли. Он кажется мне скучным и, что греха таить, несколько затасканным в плане образов. Драматичные многоточия тоже не добавляют ему красы : ) (+0,5)

выпад 3 - воспользуюсь возможностью и еще раз выражу восхищение ритмом и рифмовкой. Очень, очень нравится. Тяжело и гладко, как будто набрала теплой круглой гальки в рот и перекатываю языком : ) Военная тематика - хороший рычаг, но меня больше привлекло и восхитило другое. В последнем, закрывающем стихотворении Феликс повторил и тему своего предыдущего выпада (Дом), и тему самого первого в поединке (Лён), заключая витражи в кольцо. (+1,5) Здорово : )

Итого, Нико - 3,25, Феликс - 3
И, суммируя с баллами за технику, Нико - 5,25, Феликс - 4,5.

Я специально постаралась прибегнуть к баллам, чтобы у меня появилась возможность вынести вердикт, потому что без них я бы не смогла принять решение. Я считаю, оба поединщика выложились отлично : ) Спасибо вам!


Walking high above the world ©
 
 
Скиталец 7фиалок

Дата: Четверг, 07.05.2015, 15:27 | Сообщение # 9

Театрал
Сообщений: 156

Награды:
Отсутствует в Театре
В стихотворении «Лён» затронута печальная тема похорон. К технике претензий нет: семистопный ямб выдержан идеально, рифмы точные и достаточные. Нежное сравнение вопреки теме: «обнимет лён». Нравится глобальный взгляд на эту самую ткань, лён, полотно:
«Его выхаживал феллах, высушивал восток,
Плясали палки по нему – чтоб только вышел прок, –
Наставник-суфий день за днём не уставал кружить…»
На самом же деле в 21-ом веке ткани делают на заводах, и нет там ни феллаха, ни суфия, и вместо палок специальные машины. Стало быть, речь идет о периоде с 7 по 14 века, когда возникло и развивалось мистико-аскетическое течение в исламе. Оттуда и традиции, духовное воспитание, восприятие… Да, и концовка, это подтверждает: «Но саван для своей души ты должен сделать сам». То есть, если не углубляться далеко в дебри, то в стихотворении достаточно хорошо отражена духовная сторона, я бы сказала, всего человечества. Прочитал и задумался, но не о льняном полотне, если честно (мне хоть чем накрывайте после смерти), — о том, что мы все смертны, и пока живы должны, обязаны совершать добрые дела. Может немного наивно, но на меня стихотворение воздействовало именно так: живи и наслаждайся жизнью, не в ущерб другим; не ной, что у тебя все плохо; радуйся солнцу, весне; и прочь весь негатив, суету и непонятки.
Претензии только к дефису, использованному вместо тире, но это сущие пустяки.

«Полотно» — красивый четырехстопный анапест с перекрестной рифмовкой. Рифмы точные либо достаточные (жизни — капризной, из-из — два звука совпадают, значит, достаточная). Тоже злоупотребление дефисами.
Начало прекрасное. Я сразу представила старушку из старой русской сказки. Сидит у окошка на лавочке с пяльцами и вышивает, хоть дождь, хоть снег, а хоть тополиный пух. Оказывается, что «Вышивает судьба», то есть наш черно-белый или цветастый узор жизни и вырисовывается. Дальше, второе четверостишие заставляет перечитать его. Оказывается, что откуда-то появилась швея. Вышивала, и тут как по волшебству села шить, так еще и вредная: иголкой в глаз. Понимаю, что и швеи-вышивальщицы бывают, но картинка в восприятии нарушилась. «Если в глаз не уколет, считай – повезло». Вот опять, как связан рисунок на полотне вышивальщицы (полотно нашей жизни), и то, что судьба в глаз уколоть может? Все образы, и один, и второй. Если я поверила, что судьба вышивает мою судьбу, то я не верю, что она может меня уколоть. Достаточно вышивать черными нитями, и хуже наказания не будет. А дальше я вообще в дебрях заблудилась: судьба-вышивальщица, швея, а в третьем четверостишии появился закройщик. Мало того, так автор еще утверждает, что «каждый кроит свой кусочек… чтоб в красивой одежде уйти на покой». Что он там кроит? Параллельно вышивальщице и злюке-швее с иголкой? Значит, от старухи-судьбы с пяльцами ничего не зависит, что ли? Она свою линию гнет, а «каждый» — свою. Можно, конечно, списать на утверждение, что мы свою судьбу делаем (выбираем, вершим…) сами, но я заблудилась в образах. «Чтоб в красивой одежде уйти на покой» — отклик на «Лён», хорошо. Но что же это за одежда, если «наготу защитить не поможет, От дождя и от ветра она не спасёт»? Загадка прямо. Огонь и лед вечные, бессмертные понятия контрастов, безумно любимые всеми поэтами, но не всегда в тему: где это там, где пламя бессильно, и плавится лёд. Что за место такое: ад, рай… или где-то на земле? И еще «прирастает как кожа» — а как кожа прирастает? Это когда операцию по пересадке кожи делают? Или все же имелось в виду, что одежда срослась с кожей (проросла к коже)? Как видите, замечаний у меня целая гора, а стих при первом прочтении понравился, но стоит прочитать еще раз и вдумчиво, и возникают непонятки.

Таким образом, пока 1 : 0 («Лён» : «Полотно»)

«Лёд». «Инеистые великаны» — пара слов, а красиво то как! Только непонятно, как можно спать к северу? Это типа, как сказать: я спал зубами к стенке?! А к северу от неистовой пустоты — это где? Вообще много слов старинных, неупотребляемых, не всем знакомых: согбенные исполины, рытвины, воитель Сурт, Муспельхейм… Напрягают эти словечки.
«Небо в струпьях» — картинка неприятная. «Огненным великанам – не ледяным» — ответ на предыдущую работу. Плюс. «Зёрна врываются в душу под самый плуг». А разве не сначала плугом надо пройтись, а потом зерна бросать? Если под плуг зерна, потом плугом… не взойдут же, или я такой агроном как пингвин зверь? Дальше, «Должен быть выше тех, кто стоит вокруг», а должен ли? Если каждый будет хоть быть выше, то за место под солнцем (или у кормушки) будет драка. «…прежние омуты стали тебе мелки» — это понравилось. Концовка не очень. «Пристальнее смотри зеркалам в зрачки» — мудрено как-то. Обычно говорят, глаза — зеркало души, а не как-то наоборот, а тут еще не глаза, а зрачки. В любом случае, нет у зеркал глаз, вот что я хотела сказать, и вообще что за утверждение такое: «хочешь победы в песне о страшной битве, (тогда) пристальнее смотри зеркалам в зрачки»?

«Зрачки» — бесподобное начало. Как точно подобраны слова, как метко передано стояние, какие потрясающие образы, хоть и мрачные, но в том их сила. Цитировать не буду. И люстра, и слои — потрясно! И тишина обнимает, а не саван — как вдохновляет! Дальше: сначала речь о мечущемся взгляде, и только позже о будильнике. Поменять бы местами строчки, чтобы будильник сначала разбудил, и глаза открылись…
«В ту ночь за полчаса ты станешь старше» — у меня тоже подобные строки были, и не только у меня. Это ночное взросление уже затертое до дыр, не ново. Замечание ко времени: станешь (буд.), твердеет (наст.), спелись (прош.). Читаю и не понимаю, когда сие проиходит, или не происходит, а только будет происходить… «Смерть глядит» — как ЛГ это может утверждать? И вообще опять эта игра со временем, будто он то умирает, то предвидит свою смерть. Но стихотворение сильное, и мне нравится больше ледяных великанов. В конце по-житейски трогательно, любовь, семья, дом, вечность.

Таким образом, 0 : 1 («Лёд» : «Зрачки»). В сумме с предыдущим раундом пока ничья.

«Дом» долго обсуждать не буду. Миленькое детское стихотворение.

Стихотворение «Картина» написано своеобразной рифмовкой (авсдавсд) на злободневную тему. Мне все эти страсти знакомы не из фильмов… «Если я чего-то стою И не трусил никогда» звучит будто ЛГ сомневается… немного бы уточнить, чтобы читатель тоже не сомневался, что перед ним смелый воин. Это, наверно, единственное замечание. В целом все прекрасно до влажных ресниц…

«Дом» затмила «Картина». 0 : 1.

Итого: 1 : 2. Самыми удачными, на мой взгляд, стали «Лён», «Зрачки» и «Картина».
 
 
Скиталец 7фиалок

Дата: Четверг, 07.05.2015, 15:35 | Сообщение # 10

Театрал
Сообщений: 156

Награды:
Отсутствует в Театре
Я без вступлений и приветствий, простите smile
Всем доброго дня и настроения!
 
 
Скиталец Varg

Дата: Четверг, 07.05.2015, 16:40 | Сообщение # 11

Некогда подмастерье Еленны
Сообщений: 68

Награды:
Отсутствует в Театре
Прочитала критику Семи Фиалок и поразилась, до чего же, все-таки, мировосприятие в целом и восприятие поэзии в частности субъективно : )))

Walking high above the world ©
 
 
Хранитель ключей Elenna

Дата: Пятница, 08.05.2015, 01:12 | Сообщение # 12

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 228

Награды:
Отсутствует в Театре
Что ж, особая тройка высказалась, выскажусь и я. Постараюсь не повторять то, что за меня уже сказали другие, и баллов начислять тоже не буду: слишком сложно мне найти числовой эквивалент силе строки или грубости ошибки. Оцениваю стихи только по своим впечатлениям, в основе которых всё же лежат определенные критерии: целостность, достоверность, лаконичность, доступность смысла.

"Лён". Арабская стилизация от Никомако - это всегда лаконично и элегантно поданная философская мысль, причём одна. В основе произведения один образ - саван. Интересно, что это стихотворение, несмотря на похоронную тему, совершенно лишено печали: нет сожаления о смерти, а лишь приготовление к ней как к торжественному и ответственному моменту.

Цитата
Успеет к часу похорон чужое мастерство -

- успокаивает читателя автор. То есть: "не волнуйся, твое тело предстанет перед Аллахом в пристойном виде". А вот душа... о ее одеждах придется позаботиться самому.

Другие строки, которые я нахожу сильными:

Цитата
Чтоб свить бессвязную кудель в осмысленную нить.

Цитата
Усердием творится ткань на приводном станке.

Цитата
Под лён распахана судьба, и не забудь одно:
Не в одночасье из семян родится полотно!


Особо хочу подчеркнуть, что Витраж красиво заканчивается: в последних строках сосредоточена главная мысль, выраженная во вполне понятной форме, а повторное использование строки ("Не в одночасье из семян родится полотно!") усиливает впечатление целостности стихотворения.

В "Полотне" Феликса продолжается тема "покрывала" для человеческой души, однако это уже не только саван ("Чтоб в красивой одежде уйти на покой"), но и повседневная одежда ("Но бывает – она прирастает как кожа"), то есть судьба или привычки... Здесь - соглашусь с Фиалками - действительно есть некоторая путаница с тем, кто что шьет\кроит\вышивает. Мы видим не один главный образ, а россыпь образов, связанных портняжной темой, причем логические отношения между ними несколько смутны.

Строки этого стихотворения, которые я считаю сильными:

Цитата
Наши просьбы швея забывает нередко,
Если в глаз не уколет, считай – повезло.

Цитата
Так сложилось, что каждый кроит свой кусочек
По добытым лекалам нетвёрдой рукой,

Цитата
Чтоб в красивой одежде уйти на покой.


Как философские размышления этот Витраж весьма достойный. Однако, к сожалению, последние строки подвели (у Феликса не в первый раз отмечаю некоторое невнимание к окончанию произведений):

Цитата
Но бывает – она прирастает как кожа
Там, где пламя бессильно, и плавится лёд.


- если связь между этими образами (одежды, прирастающей к человеку, и плавящимся льдом) и существует, то докопаться до нее невозможно. Ну, или мне не дано.

"Лёд" - резкий переход с неспешного ближневосточного витийствования к суровому северному эпосу. Отвечаю Фиалкам: пустота, к северу от которой спят инеистые великаны (гримтурсы) - это не что иное, как Гинунгагап - мировая бездна, к югу от которой раположен упомянутый в стихотворении Муспельхейм. А "страшная битва" - это, судя по всему, Рогнарёк, битва богов и людей против великанов и чудовищ. Окончится, если верить скандинавам, всеобщей погибелью.

Но вернемся к сути произведения. Сразу скажу, что это довольно неожиданно - непесенное произведение на эпическую тему. Оно не поется, оно проговаривается. И вообще, несколько публицистично оно. Как будто автор ведет серьзную, вдумчивую полемику с представителем противоположной точки зрения. С человеком, который верит в великанов, Гинунгагап и прочее, но просто считает, что гримтурсы не представляют угрозы. ))
Даже и не знаю, считать ли это недостатком или изюминкой.

Честно говоря, это произведение вызвало у меня восторг, и именно его я склонна считать лучшим выпадом в дуэли. Хотя в нем, в отличие от "Льна", я вижу и недостатки.

Но сначала о достоинствах. Аллитерация "инеистые"-"неистовой". Повторяющиеся строки, создающие напор. Руна льда (I) и вправду стройна и прямолинейна... И, наконец, строки:

Цитата
Подарены строчки в песне о страшной битве
Огненным великанам – не ледяным.

Цитата
Огненный ад столицы берёт в осаду,
Огненный ад разлетается, как пыльца.
И не заметны ростки ледяного ада
В наших устах, наших разумах и сердцах.

Цитата
С белёсых страниц и широких цветных экранов
Зёрна врываются в душу под самый плуг:
«Ты должен в себе выращивать великана,
Должен быть выше тех, кто стоит вокруг».
И, может, ты не заметишь, что взор твой выцвел,
А прежние омуты стали тебе мелки…
Но… хочешь победы в песне о страшной битве?
Пристальнее смотри зеркалам в зрачки.


Последние строчки этого Витража, кстати, напомнили мне окончание этого забавного клипа по Лавкрафту. :-)
Итак, смысл произведения, как он угадывается по последним строфам, таков: "Помимо огненного ада, нам угрожает менее очевидный ледяной ад равнодушия и гордыни. Инеистыми великанами становимся мы сами. И, если хочешь победить этот ледяной ад, повнимательнее приглядывайся к себе".

Но вот только эта мысль как-то слабо вяжется с первыми строфами. Первая строфа (совершенно очевидно) про отступление ледника! Вторая - про могущество огненной стихии, которое со временами лишь возросло. Казалось бы, стихи про борьбу огня и льда. А вот и нет! Уже в следующей строфе видно, что огонь и лёд воюют не друг против друга, а вместе против человека.
Нелогичности как таковой я в тексте не вижу, но нарушается целостность восприятия.

Если же говорить о связности дуэли, то "Лёд". по-моему, продолжает тему высших сил, вторгающихся в человеческую судьбу. И тему привычек, "прирастающих, как кожа".

"Зрачки" - новое звено в цепи мрачных стихов о судьбе и смерти. На мой взгляд, это очень хорошее и сильное произведение. Строки, которые понравились:

Цитата
И цвет слоями с комнаты сойдёт…

Цитата
Будильник ранит суетой нелепой,
В который раз настойчиво звеня.

Цитата
Твердеет воздух, словно монолит,
И в нём сплелись прозрачно взгляды наши…

Цитата
И я тянусь, держа зрачки зрачками,
По-прежнему волнуясь и любя…
- "Держа зрачки зрачками" - это вообще выше всяких похвал! Как и будильник, бессмысленно звонящий для уже мёртвого человека.

А вот строка про то, что "к стене качнется люстра", вызывает у меня подозрения, что лирический герой повесился... Надеюсь, это не так, потому что это как-то совсем не вяжется со второй половиной Витража. И ещё есть некоторая путаница со временем: это уже свершилось или лирический герой только предчувствует? Это ночь ("В ту ночь за полчаса ты станешь старше") или утро ("будильник ранит суетой нелепой, в который раз настойчиво звеня")?

И, кстати, это единственное в дуэли стихотворение про любовь! :-)

"Дом" Никомако мне очень сложно судить. Вообще, я очень хорошо отношусь к детским стихам, тем более что их слишком мало пишут (нынешние авторы, как вечные подростки, стесняются всего, что им кажется недостаточно взрослым). Но в таком произведении для дошкольников и вравду сложно найти техническое мастерство или глубину мысли. И связи с предшестующим выпадом я никак не могу почувствовать. Всё, что могу сказать: это было смело, гражданин Никомако. Пожалуй, слишком смело.

А вот связь"Картинки" с "Домом" вполне очевидна. Детское лицо на открытке. Вообще, это сильно: контраст войны, этой разрухи и грязи, с образом ребенка, плачущего из-за улетевшего воздушного шарика. До слез красивая идея. Немало и сильных строчек:
Цитата

Светят детские слезинки


Цитата
Тонкий лён рубашки чистой
Я ношу с собой повсюду,
Надевая перед боем
Для последнего суда.

Цитата

Если я чего-то стою
И не трусил никогда

Цитата

Может пулю остановит
Чудом детская слеза.


Теперь о недостатках. Или о том, что мне кажется недостатками.
Цитата

А теперь лежит, поруган,
Умножая боль мою.

- если б это была восточная стилизация, то такие формулировки смотрелись бы уместно. А так... они чересчур пафосны и больше смахивают на неуместный ироничный тон.

Строфы с картинкой и со льном практически не связаны друг с другом по смыслу. Причем льна очень много. Из чего складывается подозрение (опровергните, если я неправа), что строфы про лён - заготовка, работа над которой началась еще до того, как противник задал заглавие всему стихотворению.

Цитата
Зуб за зуб, и глаз – за око,

Может, "за око - око"? Понимаю, что фонетически не идеально. Только вот использование разных существительных тоже оставляет неприятное впечатление. Как будто у одних "очи", а у других - "глаза".

Цитата
Он свободен от корысти -

Не понимаю, как ткань может быть корыстна или бескорыстна. Хотя, возможно, у автора есть объяснение. Просто в стихотворении такого объяснения явно не хватает.

Но перейдём к вердикту. Честно говоря, я вижу небольшое преимущество у Никомако: в его стихах больше собранности, они... острее, что ли. (Я не говорю про "Дом" - его я вообще не знаю, как оценивать.) Но это небольшое преимущество на убедительную победу не тянет. Так что мой вердикт - ничья.

А с учетом мнений других судей побеждает Феликс.
Поздравляю гражданина Никомако с наконец-то найденным достойным противником.

Четвертый турнир объявляю оконченным.


Оставьте в сердце капельку любви
Pour сeux qui ont besoin de votre vie.
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Пятница, 08.05.2015, 02:03 | Сообщение # 13

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Турнир окончен, и тема перенесена в Оружейный зал.

Сейчас поединщики уже не стеснены этическим требованием хранить молчание и не обсуждать своих стихов до вынесения всех судейств, и можно смело ответить на все вопросы, прозвучавшие в комментариях. smile

Феликс, Вам как победителю первое слово.


 
 
Скиталец Феликс

Дата: Пятница, 08.05.2015, 09:27 | Сообщение # 14

Мастер Витражей
Сообщений: 235

Награды:
Отсутствует в Театре
Спасибо, Алексей. В первую очередь - Вам, как организатору и идейному вдохновителю турнира. Вас не остановило даже то, что нас было очень мало для полноценного турнира. Ну и личная благодарность - за поединок. Он и стал для меня лучшей наградой.
Отдельная благодарность - судьям. На самом деле это очень трудно - оценивать стихи. Невзирая на то, что есть правила стихосложения, требования грамматики и прочие регуляторы. Это немного напоминает желание ребёнка сломать игрушку, чтобы посмотреть, что там у неё внутри smile Дети часто плачут, не понимая, почему красивая игрушка вдруг превратилась в бесполезный мусор.
На самом деле восприятие всегда субъективно. Потому что помимо правил опирается на личный опыт, знания и эмоциональный настрой. С этим нужно просто смириться. Как сказала Elenna
Цитата Elenna ()
Оцениваю стихи только по своим впечатлениям, в основе которых всё же лежат определенные критерии: целостность, достоверность, лаконичность, доступность смысла.

Elenna, огромное Вам спасибо. Фразой, что Вам тяжело одной оценить исход поединка Вы сказали многое, если не всё. Радует и Ваше желание сохранять объективность, и Ваш основательный разбор наших с Алексеем работ и Ваших собственных впечатлений. Ну и конечно же - обширные познания, без которых арбитру никак нельзя.
Теперь попытаюсь объяснить те места, логические отношения которых показались смутными. Вообще тут надо бы вспомнить тему "Потушите свечу". Нельзя просто плюнуть на пальцы и загасить фитиль. Так и тут - чем связи отчётливей, тем больше места для назидания, прямого воздействия на читателя, тем сильнее его инстинктивное сопротивление подобному насилию. Они должны ощущаться интуитивно, тем более - в ассоциативной дуэли. Но тут уж как повезёт. Потому что как семья, так и литературное произведение - это всегда двое. Автор и читатель.
Вообще это очень интересно - как одни и те же строчки действуют на читателей. То, что Varg показалось скучным и избитым, Вы, Elenna, оценили как
Цитата Elenna ()
очень хорошее и сильное произведение.
И дело тут вовсе не в том, что кто-то понимает меня лучше или хуже, просто таковы личный опыт и эмоциональные пристрастия двух разных людей. При том, что я, как и Varg, и Elenna, считаю "Лёд" лучшим произведением дуэли, но по своим причинам. Муспельхейм, Нифльхейм, Мюрквид и Гинунгагап, конечно же, весьма благодатная почва для поэзии, но дело не только в них. В стихах Алексея я вижу, что мифы никуда не делись - они живут в нас, встают за "струпьями озоновых рытвин" и залпами ракет. Давний опыт, переживания, страхи и надежды оживают очень быстро. Человечество живо своими мифами. Это мудрость древних, их послание нам.
Не буду более растекаться мыслью по древу, и перейду к "Полотну". Вопрос вопросов - так швея или вышивальщица? biggrin Кто там кроит и кто вышивает? И ещё кто-то третий шьёт... Прямо ателье, а не стихи smile И ещё - радует, что Varg назвала это маленькое недоразумение загадкой). Загадки всегда хочется разгадать, и это неосознанно поддерживает интерес к стихам). Человек строит свою жизнь, и судьба активно помогает ему в этом. Иногда слово "помогает" очень хочется взять в кавычки - это к к вопросу об иголке в глаз). Но человек так устроен, что ему хочется выглядеть лучше, чем он есть. И пока он не окажется в экстремальной ситуации - "там, где пламя бессильно, и плавится лёд" - ему себя до конца не узнать. Именно там наш образ жизни, пристающий как вторая кожа, наши привычки и убеждения начинают вмешиваться в наши действия, и порой очень властно.
"Зрачки" написаны на одном дыхании - сразу по прочтении "Льда". Не знаю, почему меня потянуло именно в эту сторону. Видимо, то была попытка оттолкнуться от искусного выпада соперника посильнее и отпрыгнуть подальше. Но так, чтобы не потерять его из виду. В пяти работах дуэли зримо присутствует смерть, думаю, это ни для кого не осталось тайной. Именно поэтому завершающий выпад Алексея я считаю очень достойным и очень сильным - как желанием переломить эту тенденцию, так и сам по себе. Он стоит особняком, это концентрированное счастье общения со своим ребёнком, игры, чистоты и нежности). Да, мужчины тоже умеют быть нежными).
Возвращаясь к "Зрачкам", попытаюсь ответить на упрёк Varg. Да, сюжет избит, образы затасканы, всё это уже было и не один раз. Тем большее изумление, сопряжённое с мукой, испытывает человек, неожиданно для себя оказываясь в подобной ситуации.
Вообще, надо сказать, что в жизни мало происходит истинно нового - в большинстве своём всё уже было, испытано, пережито и описано. Но это не отменяет личного горя и личной потери. Суметь ощутить чужую потерю как свою - это талант читателя, зрителя, слушателя. В сотый раз окунуться в хорошо знакомую ситуацию - и увидеть в ней что-то новое для себя. Или не увидеть, если автор совсем уж бездарен.
Касательно времени. Путаница со временем внесена интуитивно, но оставлена сознательно. У тех, кто пережил нечто подобное - хорошо бы не на себе, но хотя бы эмоционально осмыслив чужую боль - хочется спросить вот о чём. Не замечали, как время иногда начинает вести себя в момент наших потрясений? Вообще время - это по большей части наше ощущение движения. В экстремальных ситуациях оно меняется. То замедляется, может даже остановиться, поскольку нам не до него. То ускоряется и дни пролетают со страшной скоростью, оставляя нас равнодушными к событиям вне нашего горя.
Здесь возможно несколько прочтений. Может быть это предсмертное ощущение героя "Картинки", его попытка увидеть любимую в последний раз, представить себе, как она воспримет известие о его смерти. Как ночь смешается с утром, будущее с настоящим, для него время уже заканчивается. Сможет ли он прийти и проститься с ней? Можно ли удержать её последний взгляд, удержаться за него самому... Никто не ответит. Те, кто пробовал, нам уже не расскажут.
А может это обычный мужчина, проживший с женой жизнь, и тихо умерший в своей постели. И жена сидит, потеряно держа телефонную трубку, после вызова ненужной уже "скорой"... И будильник звенит, возвещая, что уже утро. До которого ей уже нет никакого дела... Жизнь замерла, замёрзла в кусок льда, какое может быть утро? Зачем?
Цитата Elenna ()
строка про то, что "к стене качнется люстра", вызывает у меня подозрения, что лирический герой повесился...
Нет, конечно). Простая физика - если вы покачнулись, то и мир дрогнул в ваших глазах.
"Картинка".
Цитата Elenna ()
Строфы с картинкой и со льном практически не связаны друг с другом по смыслу. Причем льна очень много. Из чего складывается подозрение (опровергните, если я неправа), что строфы про лён - заготовка, работа над которой началась еще до того, как противник задал заглавие всему стихотворению.
Угадали). Так оно и было. Но Алексей здорово помог мне "картинкой". Причём не картиной, а именно картинкой. Ею я попытался уравновесить, компенсировать излишний пафос строчек о войне, некоторые стереотипы, к которым меня вынудили условия дуэли (образное наполнение льна очень специфично и страшно узко, как оказалось). Но мне это явно не удалось, признаю.
В заключении хотел бы также поблагодарить 7фиалок, Varg и Daenerys - с огромной радостью и волнением читал Ваши оценки и впечатления, а "мурашки по коже" о которых упомянула Daenerys, пусть даже и не в мой адрес - это высшая награда автору, какая только может быть.
Ещё раз - спасибо всем). Хочу ещё сказать, что сам я, предоставься мне такая возможность, присудил бы победу Nicomaco. Без колебаний. Просто по внутреннему ощущению.


Исправленному верить. /подпись/ Феликс - Пятница, 08.05.2015, 16:52
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Суббота, 09.05.2015, 14:59 | Сообщение # 15

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Феликс, большое спасибо за тёплые слова, но хоть я и выступил, действительно, организатором турнира, идейным вдохновителем я не был. smile Провести турнир в самом конце марта предложила Даэнерис, за что я ей очень благодарен. Честно говоря, не будь этого предложения, я бы на такое не отважился. Ведь нас пока слишком мало. На это, кстати, указывала и местоблюстительница Еленна, которая вначале относилась к идее турнира несколько скептически.

Огромную благодарность хочу выразить всем судьям финала и отдельно Еленне, судившей все три поединка. Не устаю удивляться и радоваться её внимательному и тщательному подходу к оценке ассоциативных дуэлей. Сам я, хотя и был в своё время организатором Гильдии, к сожалению, никогда не умел как следует судить. Ведь оценивать приходится слишком многое. Ассоциативная дуэль разделена на раунды лишь условно. На деле это непрерывный диалог, и, оценивая стихи попарно, волей-неволей сужаешь «поединок фехтовальщиков» до «состязания стрелков» (если пользоваться проведённой некогда аналогией). Участвовать в такой дуэли бывает намного проще, чем её судить. smile

Феликс, спасибо вам за великолепные выпады. Сражаться с вами в финале было настоящим удовольствием. И, коль скоро моё сообщение начинается с благодарностей, не могу не сказать спасибо Еленне за оригинально (и, мне кажется, очень удачно) сформулированные условия для финала. Заголовок действительно становился неким «прокрустовым ложем», но вместе с тем направлял поиски в совершенно определённую сторону, не оставляя в растерянности после выпада противника. Должен сказать, что и для «Льна», и для «Льда» основные темы родились практически сразу – но об этом чуть позже. Кроме того, условия не позволяли заранее подготовиться к выпаду противника. Правда, Феликс в своём комментарии сказал, что половину «Картинки» написал загодя – но здесь было здравое обоснование. Дело в том, что он оказался в несколько более жёстких условиях, чем я. Да, мне не от чего было отталкиваться в первом раунде, но у меня было слово «Лён», а закончить стихи я мог совершенно любым словом. Феликсу приходилось завершить итоговый выпад словом «лён», а, как уже было справедливо сказано, образ льна действительно очень специфичен.

Теперь отвечу по отдельным стихам.

Ещё до начала дуэли мне казалось (кажется, на основании личной переписки, но, может быть, это были какие-то комментарии на форуме), что мы проведём состязание на арабесках. Поэтому, узнав про лён, естественно, подумал о саване, которым мусульмане укрывают тело перед погребением. Правда, в какой-то момент я выяснил, что лён обязателен по иудейскому обряду, а ислам допускает и другие ткани, но льняная была среди предпочтений. Мысль не сразу оформилась, но в последний день я уже знал, чего хочу: описать приготовление льняной ткани через аналогии духовного воспитания, а затем провести обратную аналогию – приготовления души с приготовлением ткани. Даэнерис, спасибо за слова про «мурашки». smile Супруга тоже, дойдя до строчки, где чужие пальцы закрывают покойнику глаза, сказала, что-то вроде: «Какой ужас». Но если вдуматься, мысли о смерти всегда пугают и вызывают мурашки. Идея «Льна» в том, что страшно не просто умереть (это как раз не страшно, а рано или поздно необходимо), а умереть неподготовленным.



7фиалок, к вопросу о дефисе. В стихах использовано только тире (пусть и среднее, а не длинное, принятое в отечественной типографии), кроме словосочетания «наставник-суфий». Возможно, дефис просто отображается вместо тире в браузере? Возможно, я недостаточно хорошо сформулировал посыл, если родилась мысль: «живи и наслаждайся жизнью, не в ущерб другим; не ной, что у тебя все плохо; радуйся солнцу, весне; и прочь весь негатив, суету и непонятки». Разум, как и лён, должен пройти через палящее солнце; через палки, выбивающие порок и лень; через наставление, которое упорядочит разрозненные мысли в стройную идею; и, наконец, через усердную работу, которое соткёт из этой идеи всю твою жизнь, – таким был посыл моего араба (а может, и тюрка), рассказывавшего о саване для своей души.

«Полотно», написанное Феликсом вызвало восторженные чувства. Меня, в отличие от наших строгих судей, не смутило «ателье судьбы» (интересный образ получился!), я просто восхищённо читал про человека, резавшего ткань по добытым лекалам и про многоточие строчек. Супруга также отметила интересную игру смыслов в слове «строчки» – ведь это и швейная тема, и писательская. smile Да, концовка («Там, где пламя бессильно, и плавится лёд».) звучала неким диссонансом, но я оценил великодушие противника. Если вдуматься, мои стихи начинались «льном», а оканчивались «полотном», и было бы резонно увидеть в конце стихов оппонента тоже что-то из текстильной тематики. Ведь и вся образность на ней построена. Но он подарил мне слово «лёд», позволив перевести дуэль в другую плоскость.

Большое спасибо судьям за добрые слова о «Льде». Поняв, что мы всё-таки сражаемся не на арабесках, я твёрдо решил писать об инеистых великанах. 7фиалок, «инеистые великаны» – и впрямь красивое словосочетание, но, увы, никакой моей заслуги в этом нет. smile Более того, слово «инеистый», в отличие от слова «инистый», даже не фиксируется современными словарями, а употребляется исключительно в паре со словом «великаны». Еленна всё правильно расписала и про Гинунгагап, и про все остальные мифологические моменты. Согласен, получилась некая странная публицистика: «Нет, товарищ! Хотя в прорицании Вёльвы ничего не говорится о гримтурсах, а говорится только о том, как Сурт срубит мировое дерево, на самом деле инеистые великаны представляют опасность!» Но это действительно попытка взглянуть на современный мир через призму северных мифов, задуматься о том, что хотя климат становится всё теплее, души (особенно в городах) становятся всё холоднее, и эта человеческая отчуждённость – часть большой катастрофы, к которой мы, к сожалению, движемся. И вы правы, 7фиалок, никто не «должен в себе выращивать великана», никто не должен пестовать в себе гордость, но ведь именно к этому нас призывает современная массовая культура.

Ответные стихи, «Зрачки», Феликс опять написал невыносимо быстро. smile О сильных сторонах его Витража уже говорили, и я могу лишь под этим подписаться. Но, как он отметил и сам, четвёртый раз подряд в дуэли появлялся образ смерти. Поэтому и появился «Дом». Не очень хорошо, наверное, «давать объяснения у газетного киоска», но я всё же скажу, что «Дом» связан со «Зрачками» непосредственно, пусть это и не столь выражено в лексическом наполнении. «Дом» – это стихотворение о детях и для детей, в них нет надлома и надрыва. Как и в «Зрачках», в нём стирается целая картина, но это не трагедия, это игра. Если «Зрачки» – это конец жизненного пути; то «Дом» – это его начало (пусть не самое начало, но всё же). И, кстати, Еленна, это тоже стихи о любви. smile Пусть и не о любви между мужчиной и женщиной.

Я чувствовал, что оценивать его будет трудно. И не очень удивляюсь, что никто его не оценил. Но благодарен Даэнерис за слова о том, что третий раунд стал для неё самым трудным в оценке. Для меня это огромная похвала, потому что, как и отметила Еленна, в этих детских стихах нет ничего сложного и удивительного. И как же сложно избежать сложного! smile

«Картинка» Феликса замечательно написана. Судейские глаза зорче моих – я не увидел здесь искусственной склейки. Стихи я прочитал на одном дыхании. И это настоящий Витраж – красивый, составленный из многих осколочков стекла, и страшный. Страшный, как и многие стихи в этой дуэли. Здесь даже неуместно говорить о технике, которая, должен сказать, мне тоже очень понравилась.

Ещё раз хочу сказать большое спасибо судьям. Читать ваше восприятие – отдельная радость, сопоставимая с радостью творчества и радостью прочтения стихов оппонента. Вы не только указываете на ошибки и подчёркиваете удачные моменты. Вы доказываете нужность поединка как такового. smile


 
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Посетители дня:
 
ПОЛКА ДЛЯ ЗАПИСОК:
     
200
Copyright MyCorp © 2006