Гильдия
Витражей
Пятница, 29.03.2024, 14:14
Вошедший, приветствуем тебя в Театре патриархов! | Группа ВКонтакте | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Гильдия Витражей » Театр стихий » Оружейный зал » Поэтическая дуэль Nicomaco-РенАрт (Возвращение)
Поэтическая дуэль Nicomaco-РенАрт
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Четверг, 18.01.2018, 00:32 | Сообщение # 1

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Тетрадь

Время шагает, сминая меня подошвами,
Время твердит: на минувшее сил не трать.
Всё, что упущено, накрепко вбито в прошлое…
…Кроме того, что укрылось в твою тетрадь.

Хрупкие строки пронзают года и месяцы —
И, опасаясь сорваться с ходьбы на бег,
Я поднимаюсь по ним, как по верной лестнице,
Дверь открывается, я захожу к тебе.

Контур лица, дорогого, родного, близкого.
Вот ты встаёшь, отрывая глаза от книг,
Чтобы сказать мне, что в прежние дни не высказал.
Видишь, судьба возвращает нам эти дни!

Заперты двери от хищного равнодушия,
Заперты ставни от сонных сторонних лиц.
Ты не спеши: я с тобою, я здесь, я слушаю.
Сколько у нас ещё впереди страниц!


 
 
Скиталец РенАрт

Дата: Воскресенье, 21.01.2018, 22:03 | Сообщение # 2

Искатель
Сообщений: 26

Награды:
Отсутствует в Театре
Ты вернулся? Ну что ж, ну что ж, на чужбине и мед несладок.
Я гляжу, ты на диво тощ, на одежде полно заплаток,
А на смену льняным кудрям – темный волос, прямой и жесткий.
Сразу видно, тебя и впрямь часто гладили против шерстки.

Знаю-знаю, судьба слепа, в бедном сердце ни сил, ни страсти.
Хорошо тебя потрепал ненаглядный твой ветер странствий,
Выжал досуха, сдал в утиль, вынул душу, впечатал в глину.
И тогда ты свернул с пути, а иначе бы просто сгинул.

Не смотри на меня с тоской, это, в общем, неплохо даже:
В нашей маленькой мастерской наконец-то пошли продажи,
Веселится гончарный круг, за прилавком мелькают лица,
Словом, пара свободных рук обязательно пригодится!

Платим вовремя, а поверх – кружку светлого в день погожий.
Скоро выветрится, поверь, все, что въелось тебе под кожу:
Сок полынный, промозглый дождь, путевое ночное счастье.
Ты вернулся, ну что ж, ну что ж… Может, лучше б не возвращался.


Исправленному верить. /подпись/ РенАрт - Воскресенье, 21.01.2018, 22:04
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Вторник, 23.01.2018, 14:08 | Сообщение # 3

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Луна со дна моря

Стылый ветер стих. Продолжай расти.
Корни грозных гор у тебя в горсти,
Капли горних гроз, белых звёзд пыльца
И пути, что связывают сердца.

Ободок луны да тумана клок —
Не споткнись о счастье своё, сынок.
Вьётся взор у ног, не рискуя вверх,
Выцепляя то, что иной отверг:

Полевой цветок, уголок холста
И стальной клинок, что вчера блистал…
Да обрывки строк: «Стылый ветер стих.
Продолжай искать. Продолжай расти».


 
 
Скиталец РенАрт

Дата: Суббота, 27.01.2018, 00:18 | Сообщение # 4

Искатель
Сообщений: 26

Награды:
Отсутствует в Театре
Видишь тропинку – иди вперед,
Дали похлебку – отведай часть.
Все объясню тебе в свой черед,
Но, разумеется, не сейчас.

Не избегай придорожных драк,
Рыжую бороду отрасти.
Я расскажу тебе, что да как,
Но не сегодня, дружок, прости.

Двигайся в точности на восток
Мимо застав, городов и сел.
Нет, я ни капельки не жесток,
Просто поведать могу не все.

Это не прихоть моя, не блажь,
Скоро увидишь и сам уже:
Если бы я тебе дал карт-бланш,
Ты бы такой поломал сюжет!

Вот наконец-то и соткан мир,
Брошена авторская игла.
Каждого к цели ведет пунктир,
Видимый только для пары глаз.

И по дороге, укрытой тьмой,
В неотвратимую точку «Аш»,
Смерти навстречу шагает мой
Эпизодический персонаж.
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Понедельник, 05.02.2018, 00:01 | Сообщение # 5

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Чёрный бык

Слышишь, рыжебородый, выходит срок!
Страшное время ползёт из озёрных заводей…
Тернием бездорожья порос восток,
И не сыскать дорог на калёном западе.
Вижу, приятель, к такому ты не привык.
Вроде, учёный, да всё-то ученье — лишнее.
В горы — одна надежда. Беги, старик.
В горы! А по долине дорогой нижнею
Хищный проходит
чёрный
железный
бык.

Бой барабанов вплетается в гром копыт.
Тысячей вымпелов шерсть на загривке вздыблена.
Голову поднял — и вот небосвод пробит,
Склонит — земля кровоточит в глубоких рытвинах.
Всё, что, ты думал, известно наверняка,
Впору отбросить и словно родиться заново,
Полно смеяться и драться по кабакам,
Полно жалеть недобытого и желанного,
Ты постарайся
сбежать
от рогов
быка.

Видишь — тропинка, как лестница в небеса?
Трудно сейчас поверить, не верив загодя.
Шаг — с пробуждённых листьев летит роса.
Страшное время ползёт из озёрных заводей…
Полно стараться дожить перебитый миг.
Полно скулить о невыпитом и несъеденном.
Я выбираю горы — я к ним привык, —
Новую жизнь и обещанное наследие.
Лучше — со мной.
И не жди,
что предложит
бык.


 
 
Скиталец РенАрт

Дата: Пятница, 09.02.2018, 09:40 | Сообщение # 6

Искатель
Сообщений: 26

Награды:
Отсутствует в Театре
Трещина и расселина,
Выбоина, карниз…
Делай, что было велено;
Даже не думай – вниз!

Против ветра – ты помнишь, малыш? – не плюют.
Эта горная цепь – наш последний приют.


Щели, пещеры, осыпи,
Высохшая трава...
Эти свои вопросы бы
Лучше б не задавал!

Ты ведь даже не знаешь о том, что внизу!
Там голодные звери тебя загрызут!


Тянутся нескончаемо
Ломаные хребты...
Как я устал отчаянно
Спорить до хрипоты!

Возвращаться нельзя, это новый наш дом.
Он и так нам достался с немалым трудом.


К черту всех скаложителей,
Не понимают – пусть!
Делаю шаг решительно
И начинаю спуск...


Исправленному верить. /подпись/ РенАрт - Пятница, 09.02.2018, 11:00
 
 

Дата: Воскресенье, 11.02.2018, 11:20 | Сообщение # 7

Словесник
Сообщений: 98

Награды:
Отсутствует в Театре
Очень хорошая дуэль! Практически каждый стих порождает много мыслей, постараюсь сегодня высказать их все и ничего не забыть!
 
 
Скиталец Nika

Дата: Воскресенье, 11.02.2018, 16:20 | Сообщение # 8

Искатель
Сообщений: 29

Награды:
Отсутствует в Театре
А что, здесь можно высказываться?
Сильные стихи и здорово перекликаются.
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Воскресенье, 11.02.2018, 21:50 | Сообщение # 9

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Да, прошу прощения. По три выпада мы сделали.
Я попросил Шерстинку о судействе.
Ника, если и ты отсудишь дуэль, мы будем только признательны!


 
 
Скиталец Nika

Дата: Понедельник, 12.02.2018, 02:53 | Сообщение # 10

Искатель
Сообщений: 29

Награды:
Отсутствует в Театре
Цитата Nicomaco ()
Ника, если и ты отсудишь дуэль, мы будем только признательны!

А что нужно сделать?

Что сделать, мне объяснили. Но, если честно, судить и выбирать очень трудно. И те, и те стихи на душу легли. Хожу, перечитываю, наслаждаюсь. Они очень сильные и живые. И перекликаются. Через все проходят мотив возвращения, тяжелого пути, опасности, возможности уйти от нее вверх или рискнуть вниз и к страхам лицом.
Причем, если у Nicomaco в первом стихо базовый мотив -- жажда вернуть утраченное, то РенАрт принимает его лирического героя дома, но как потерпевшего поражение. Конечно, для путника, что вернулся, и там найдется дело, и там он не будет лишним, но он как бы отрекся из-за трудностей от своего предназначения. И тот, кто его встречает, считает, что это неправильно.
Nicomaco переходит к оптимистичному -- возможности для лирического героя вырасти, и описывает условия, которые помогают этому росту. Они и малы, и велики, но бесспорно важны для героя.
РенАрт снова выводит лирического героя на дорогу. Причем, герой этот двойственен. Он как бы и отдельный, и аватара автора.
А дальше следует самое для меня сильное стихо в серии. Тяжелое, вибрирующее, глубинное. Мотив опасности, старости, бегства и укрытия. И опять тут два героя, которые и рядом, и врозь.
РенАрт подхватывает мотив бегства и спасения, мотив дружбы-оппонирования. И предлагает другое решение, противоположное возвращению и бегству.
Уфф, какой филигранный спор и игра образами. Тут и друзья-спутники, и отец-сын, и дом-дорога, и выборы, разные у отца и сына. Я очарована.
Но из-за "Черного быка" мое словно за Nicomaco. Очень уж созвучно сейчас.


Исправленному верить. /подпись/ Nika - Вторник, 13.02.2018, 18:08
 
 

Дата: Вторник, 13.02.2018, 18:09 | Сообщение # 11

Словесник
Сообщений: 98

Награды:
Отсутствует в Театре
Прошу меня простить за задержку: написала длиннющий текст и глупейшим образом его потеряла.

Прежде всего, соглашусь с Никой: стихи действительно сильные и хорошо перекликаются между собой. Я бы даже сказала, что дуэль можно читать как единое произведение в нескольких частях, этакий бесконечный ритм возвращений и прощаний, подъёмов и спусков. Бесконечный – потому что РенАрт «закольцевал» композицию:

Делаю шаг решительно
И начинаю спуск...

- Ведь в первом выпаде Никомако мы читали:

Я поднимаюсь по ним, как по верной лестнице…

Это, конечно, плюс дуэли в целом. Скажу ещё, что в моём восприятии она очень хорошо делится натрое: первый раунд мощный (оба стихотворения вызвали бурю ассоциаций), второй лёгкий (оба стихотворения сразу же показались понятными и однозначными), третий – загадочный (при первом прочтении я слабо поняла, о чём они).

Теперь начну разбор по раундам. Заранее предупрежу, что руководствуюсь своими субъективными ассоциациями и умопостроениями, вызванными к жизни стихами дуэлянтов.

«Тетрадь»


Трактовка #1: Если считать, что лирический герой, говоря «ты», имеет в виду себя, просто более молодого, то мы имеем классический диалог юности и зрелости, наивности и опыта. Как сказано у кого-то из немецких философов, человек отличает себя от самого себя. :-) Возвращаясь к прошлым черновикам и дневниковым записям, а то и дописывая старые черновики, человек словно оживляет себя прежнего, не «затоптанного» временем.

Трактовка #2
: «Ты» - это не «дорогой, любимый я», а действительно потерянный собеседник. И именно его тетрадь лирический герой находит, впервые открывая для себя его ранее не слышанные мысли, и эта свежесть создаёт иллюзию диалога. Из-за того, что это именно иллюзия, последние строки звучат в хорошем смысле надрывно.

Какая из этих трактовок вернее, я ума не приложу. Даже не знаю, за которую болеть.

«Ты вернулся? Ну что ж, ну что ж…»

Это стихотворение можно читать как буквально (персонаж вернулся домой, а когда-то близкий человек встречает его прохладно и отчуждённо), так и метафорически.

1) Продолжая тему «Диалог себя прежнего с собой нынешним», можно прийти к следующей интерпретации.

Лирический герой, потрёпанный жизнью, «выжатый досуха», пытается вернуться к былому состоянию, когда не было тягот и лишений, бремени самонадеянно взятой на себя ответственности и ощущения неустроенности. Вернуться, по сути, в уютное детство (на что косвенно намекает строка про изменившиеся волосы: льняные кудри, если и меняются на тёмный и жёсткий волос, то в очень раннем возрасте). Но герой вдруг понимает, что вернуться - значит отдать вместе с проблемами и всё то счастье, которое могло быть только в самостоятельной, взрослой жизни. Стоит ли оно того? И последняя строка в таком случае звучит уже не обидой, а мудрым предупреждением.

2) Вторая трактовка – это другой вариант окончания притчи о блудном сыне. Вариант, в котором отец принимает сына в число наёмников. Образ безнадёжно оборванного родства. И это жутковатый и, по-моему, очень сильный образ. Не знаю, вкладывал ли его РенАрт, но строки про «пару свободных рук» и «платим вовремя» убедили меня в этой интерпретации.

По первому раунду сильнее, как мне кажется, РенАрт.

«Луна со дна моря»

Стихотворение красивое, изящное. Смысл мною понят так: герой – поэт/художник, преодолев жизненный/творческий кризис, чувствует свой огромный творческий потенциал (всё то, что у него «в горсти») и не перестаёт совершенствоваться. Но не берётся сразу за возвышенное, а ищет вдохновения в простых, не слишком популярных у его собратьев предметах (вот тут явно романтический «стальной клинок, что вчера блистал», по-моему, выбивается из ряда). Собственно, «луна со дна моря» - это про отражение «высокого» в «низком».

«Видишь тропинку – иди вперёд…»

Перекликается с выпадом Никомако по форме (тоже обращение, тоже с покровительственной позиции). Только отеческое стало начальственным, а совет стал инструкцией. На смену косвенности («высокое» через «низкое») приходит отстранённость: все мысли рассказчика – о сюжете, а не о жизни «эпизодического персонажа», к которому он, впрочем, обращается как к живому и даже с некоторой фамильярностью.

Очевиден морально-этический посыл. Не сказать, чтобы это было первое прочтённое мною стихотворение об отношениях творца и творения, но от этого работа РенАрта хуже не становится. smile

Во втором раунде я также присудила бы победу РенАрту. По той субъективной причине, что предпочитаю динамичность медитативности.

«Чёрный бык»

Это стихотворение немного связано с предыдущим по образам (рыжая борода) и продолжает тему пути. Но если РенАрт намеренно вёл «эпизодического персонажа» к смерти, то Никомако предлагает от этой смерти уйти. Смерть персонифицирована в «чёрном железном быке» (очевидно, танк или другая военная машина). И здесь возникают тоже две трактовки.

Трактовка#1: Классическое антивоенное стихотворение. Война грубо обрывает нормальное течение жизни, с её радостями и заботами. Военная машина не предложит человеку ничего хорошего. От войны надо просто уходить. (Тут же вспомнились «Те, кто в танке» от группы Louna и арефьевское «На хрена нам война»).

Трактовка#2
: То же, но гораздо интереснее. Собственно, сыграли строки про горы и обещанное наследие.

«…тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» (Мф. 24).

С этим перекликаются и строки Никомако:

Полно стараться дожить перебитый миг.
Полно скулить о невыпитом и несъеденном.

Ну, и «родиться заново»… Весь текст словно обогащается аллюзиями (осознанными или нет?) – и в итоге само бегство в горы предстаёт уже как бегство от мира сего в мир горний. Тут можно думать и думать, говорить и говорить. С этой точки зрения, «Чёрный бык» - наверное, самый сильный выпад всей дуэли.

«Трещина и расселина...»

Здесь уже нет ничего эсхатологического, но интересные метафоры (опять-таки, вкладывал их автор или нет?) углядеть можно. Мне даже вспоминается здесь горьковская легенда о Данко и «Песнь о соколе». И извечный спор свобода vs. безопасность.

Как я понимаю, «скаложителями» автор называет тех, кто предпочёл безопасность свободе. Вопросы и сомнения у них не в чести. «Нескончаемые ломаные хребты» - это, конечно, о пейзаже, но вспоминается и другой хребет, который гнут и ломают рабы в тяжком труде или преклонении перед начальством. «Скаложители» - это те, кто довольствуется житейской мудростью и не предпринимает поисков (лучшей доли? истины?).

Кроме того, скалы – голы, не на чем отдохнуть глазу. И скалы возвышаются над долиной. Поэтому стремление героя спуститься вниз предстаёт ещё и как стремление молодого разума от абстрактного к чувственному, от свода правил к опыту.

В общем, я очень далеко забреду, если не закончу своё судейство прямо сейчас. :-)

В третьем раунде сильнее мне показался Никомако.
Победителем дуэли я назову РенАрта.


Исправленному верить. /подпись/ Шёлкова_Шерстинка - Вторник, 13.02.2018, 21:16
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Пятница, 16.02.2018, 12:23 | Сообщение # 12

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Я честно пытался найти третьего судью, но, похоже, нам придётся примириться с тем, что у нас есть всего два вердикта, и по ним выходит ничья.

Искренне благодарен Нике и Шёлковой Шерстинке за судейство!

Поскольку от судей мы больше ничего не ждём, РенАрт, прошу вас высказаться по дуэли.


 
 
Скиталец РенАрт

Дата: Пятница, 16.02.2018, 14:19 | Сообщение # 13

Искатель
Сообщений: 26

Награды:
Отсутствует в Театре
Прежде всего, хочу поблагодарить уважаемого Никомако за вызов на дуэль. Это было хорошее испытание - интересное, непростое, с адреналином. На каждый выпад нужно было найти адекватный ответ. В первых двух раундах мне это удалось, но в третьем я откровенно не справился. Так что будь это настоящая дуэль на шпагах, Никомако бы меня определенно заколол )

Спасибо, нашим экспертам - Нике и Шерстинке. Мне было очень интересно почитать их восприятие стихотворений. Могу сказать, что на многие мои собственные строчки после этого я посмотрел другими глазами! И в то же время - в ряде случаев были удивительно точные попадания.

Что самое важное - в итоге на свет появилось несколько неплохих стихотворений. Кое-что свое я еще буду дорабатывать. А "Черного быка" у Никомако, например, хоть сейчас в любую антологию бери! )
 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Пятница, 16.02.2018, 15:14 | Сообщение # 14

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Я в свою очередь очень благодарен Ренарту за то, что он согласился на поединок, определил тему и по ходу поединка нашёл силы и время сыграть в метаморфозы. Для меня это первые самостоятельные стихи за долгое время, и я очень рад, что их написал!

Начинать было трудно (мне всегда трудно даётся первый выпад), но какие-то образы в голове были. Я знаю, что Шерстинка читает «Шаньго чжуань», так вот «Тетрадь» — это стихи главного героя своему умершему отцу. Соответственно, «Тетрадь» — это та самая тетрадь, обёрнутая в белый бархат. Идея Шерстинки о том, что это диалог героя с собою прошлым красива, и, честно говоря, я об этом не думал.

Стихи Ренарта «Ты вернулся» меня просто зачаровали. Ему превосходно даётся описание деталей и такие, что ли, штриховые зарисовки. После третьей строфы картина стала насколько объёмной, что, мне кажется, четвёртая (и особенно последняя строка) даже слегка её смазала. Мне было удивительно читать трактовки Шерстинки (хотя они хороши и глубоки), я, наверное, близок был к буквальному прочтению. Так или иначе, ответить на это было бы непросто, если бы не идея оконченного пути.

«Луна со дна моря» — это описание игровой ситуации в маджонге, когда игрок выигрывает на последней костяшке, причём это должна быть единица монет, которую также называют «луной». И некоторые образы стихотворения — это образы из маджонга. Вся партия в эту игру строится на том, что ты берёшь костяшку и сбрасываешь костяшку. Иногда берёшь что-то из чужого сброса («то, что иной отверг»). Получается плоская трактовка, да… Может быть, я сделаю её чуть более объёмной, если скажу, что это «ответ» отца главному герою из «Шаньго чжуань» в его поиске по всё той же тетради. Наверное, я слишком заигрался со звукописью, чтобы стихи получились по-настоящему вкусными.

Совершенно восхитителен у Ренарта диалог автора с эпизодическим персонажем! (Я говорю диалог, потому что «реплики» персонажа угадываются.) И не зря Ника прокомментировала эти стихи: «О-о…». Это действительно знакомая ситуация. Ты вводишь персонажа, зная, что он погибнет. И он словно пешка в игре, ведомая неумолимой авторской рукой. Особенно понравились строки:

Если бы я тебе дал карт-бланш,
Ты бы такой поломал сюжет!


Я долго ломал голову над ответом и понял, что нужна история, в которой гибель (и спасение) не разделяет персонажей на главных и второстепенных. «Чёрный бык», Шерстинка права, стихи о конце света. И бегство в горы — это бегство в те самые горы. Спасибо Ренарту за добрые слова о стихах, но я уже сейчас вижу в них недочёт (повторяется «привык» — «бык», и это от невнимательности). Хотя, учитывая то, как вы приняли эти стихи, может, их не стоит и менять…

Я боялся, что Ренарт в итоге ответит стихами о том, что нужно оставаться и противостоять угрозе. Но его ответные стихи оказались о другом, хотя, в целом, тоже о бегстве с гор. Шерстинка очень метко сказала о «ломаных хребтах». Действительно, эта строчка — в несколько пластов. Удивительно, что вообще все стихи дуэли — это разговор, но обычно там есть «я» и «ты», а здесь, кстати, единственный раз — «мы» и «ты», или «вы» и «я».

Ника очень интересно разобрала мотивы и образы. Шерстинка, как всегда, порадовала анализом! Спасибо большое моему поединщику и судьям!


 
 
Хранитель ключей Nicomaco

Дата: Воскресенье, 18.02.2018, 15:26 | Сообщение # 15

Некогда мастер Витражей
Сообщений: 1093

Награды:
Отсутствует в Театре
Убираю тему в Оружейный зал.

Если будет желание что-то в ней ещё обсудить, не стесняйтесь!


 
 
Гильдия Витражей » Театр стихий » Оружейный зал » Поэтическая дуэль Nicomaco-РенАрт (Возвращение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Посетители дня:
 
ПОЛКА ДЛЯ ЗАПИСОК:
     
200
Copyright MyCorp © 2006